Тренинговая компания «AkKonty»
Главная » Статьи » Что мешает участникам тренинга меняться? Пять внутренних барьеров

Что мешает участникам тренинга меняться? Пять внутренних барьеров

16 февраля 2016 г.
Что мешает участникам тренинга меняться? Пять внутренних барьеров

Каждый человек имеет свою индивидуальность. Это проявляется и во время тренинга. Некоторые ученики активно участвуют в занятии и помогают тренеру, другие категорически отказываются принимать его точку зрения. Третьи и вовсе скучают с сонным видом. Зачастую модель поведения участника тренинга только мешает ведущему. Как действовать тренеру, чтобы заинтересовать всех участников занятия и сделать обучение эффективным? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Начнем с того, для чего же вообще проводятся тренинги. Руководители компаний и отделов заказывают их для себя и своих сотрудников с целью повышения эффективности бизнеса. Основная цель тренинга – развитие у обучающихся определенных умений и навыков. Иногда тренинги направлены на развитие личностных качеств. А вот знания в ходе тренинга передаются редко, в качестве дополнения к отрабатываемым навыкам. Ведь тренинг – это, по сути, практика в определенных действиях. Теория в чистом виде здесь не преподается.

Чтобы заинтересовать посетителей тренинга, его организаторам следует делать упор на личность обучаемого. Нежно пробудить у человека желание измениться в лучшую сторону, причем меняться он должен через обучение. Без активности в общении с другими участниками тренинга и анализа полученной информации трудно достичь успеха. Вот почему в описаниях тренингов часто можно встретить такие термины, как развитие, самоактуализация, изучение, освоение, личностный рост и т.д.

Все это хорошо работает в теории, но на практике у тренера не всегда получается реализовать задуманное. Причин этому может быть несколько, но основная из них – это «неправильное» поведение участников тренинга. Это понятие не означает, что ученик совершает противоправное действие или даже идет на преступление. Под этим словом нужно понимать любое поведение ученика, которое мешает ему, преподавателю и другим участникам тренинга достигать намеченных целей. Например, ученик опаздывает на занятие, вынуждая тренера повторять материал. Или он слишком активно спорит с преподавателем или партнерами. В конце концов, он может просто громко кашлять, отвлекая других участников процесса.

Тренеру следует понимать, что такое «неправильное» поведение учеников – это не только особенности его характера, а целый комплекс причин, которые связаны с личностью учащегося и его взаимоотношением с родными, друзьями, коллегами и другими окружающими его людьми. Чтобы научиться заранее распознавать нежелательное поведение ученика и успешно с ним бороться, преподаватель должен понимать причины этих явлений. Достаточно популярна теория, согласно которой отклоняющееся поведение учеников представляет собой способ психологической защиты. Мы будем рассматривать методики борьбы с «проблемными» учениками именно с этой точки зрения.

В обычной жизни человек нередко испытывает переживания по различным поводам. Когда он попадает на тренинг, он оказывается в новой для себя среде. Действительно, если бы он обладал нужными навыками и способностями, он бы не нуждался в тренинге. Поскольку занятия с тренером воздействуют, в первую очередь, на психологию ученика, он будет непроизвольно применять методы психологической защиты. И пусть произносимые слова и совершенные поступки человека будут далеки от истины, он, таким образом, успокоит сам себя. Простой пример подобной ситуации наверняка наблюдал каждый из вас. Вспомните, как первый раз вы увидели видеозапись с самим собой. Мы уверены, что вам это не понравилось. Вы ужаснулись и начали говорить что-то вроде «Это не я» или «Этого не может быть». Но на самом деле на видео были вы. Просто вам стало неприятно (хотя ничего плохого там не было), и вы решили защититься таким способом. Изменится ли что-то после этих слов? Не изменится, ведь остальные видели вас со стороны и прекрасно знают, что на видео показана правда.

Если же говорить о тренингах, то они преследуют цели, направленные на изменение личности. Многие люди хотят измениться только на словах, но в душе пока к этому не готовы. Вот они и включают различные механизмы психологической защиты, начиная от оправдания своих слов и заканчивая прямым конфликтом с преподавателем. Причем зачастую люди не осознают, что таким образом они противятся тренеру. Все же на тренинги ходят умные люди, которые сознательно не станут срывать занятие. Задача тренера заключается в том, чтобы мягко обойти психологическую защиту и «подтолкнуть» человека к позитивным изменениям. При правильном подходе подопечные достигают огромных успехов в освоении новых навыков и только после этого осознают, какие сложные задачи они поставили перед своим тренером.

Виды внутренних барьеров

Что мешает участникам тренинга меняться? Пять внутренних барьеров

Далее мы рассмотрим пять основных механизмов психологической защиты. Именно они мешают человеку достичь цели тренинга. Также они косвенно влияют и на других обучающихся: преподаватель отвлекается на «проблемных» учеников, мешая другим участникам тренинга развиваться.

1. Отрицание

Под отрицанием понимается тот факт, что человек не воспринимает «невыгодную» ему информацию. «Невыгодная» информация тревожит или пугает учащегося, из-за чего он не дает преподавателю вообще никакой обратной связи. Он сидит молча, и тренер может подумать, что ученик внимательно его слушает. На самом же деле, он просто не понимает, о чем идет речь, но боится сказать об этом вслух. Тренер может распознать такое поведение по изменившейся мимике и жестам подопечного.

Нередко отрицание встречается на тренингах, которые развивают нестандартное мышление. Задания придумываются не очень сложные, но необычные. Их необычность заключается в простых вещах, но с той лишь разницей, что в повседневной жизни мы эти вещи почти не используем и поэтому забываем. Довольно скоро вся группа находит правильное решение, которое, в общем-то, было простым. Но всегда остается один-два человека, которые не справляются с заданием и пытаются обвинить преподавателя в том, что он задал некорректный вопрос или дал недостаточно исходной информации. Если не разрешить этот вопрос вовремя, такие ученики и дальше перестанут слушать преподавателя.

2. Рационализация

Данный механизм психологической защиты характерен для людей с интеллектом выше среднего, чем у остальной группы. Даже у таких учащихся на тренингах возникают ситуации, которые им неприятны. И вместо того, чтобы признаться себе в этом, они начинают искать рациональное объяснение своим поступкам. Тем самым они как будто бы защищают  себя и сохраняют уважение к себе. Примеров можно привести достаточно, так как защита при помощи рационализации встречается довольно часто. Когда человек говорит «Это легко, я уступлю право решить эту задачу другим», это вовсе не означает, что он готов дать «досрочный ответ» как в одной известной телеигре. Вполне вероятно, он не уверен в ответе или совсем его не знаем. Поскольку до этого он уже приобрел определенный авторитет в группе благодаря своим знаниям и навыкам, он боится его потерять и придумывает способ уклониться от ответа.

Другая разновидность рационализации заключается в том, что человек при решении проблемы начинает искать негативные моменты. Вместо того, чтобы штурмовать вершину вместе со всеми, он приводит массу доводов о том, что из этой затеи изначально ничего не выйдет. Тем самым он хочет отговорить остальных от успеха, ведь если они его все же добьются (без него, естественно), он получит сильный удар по самолюбию. На вопрос, почему он так делает, он может ответить в полном соответствии с духом «рационализатора»: «Я просчитываю риски!»

3. Проекция

Проекция – один из наиболее неприятных методов психологической защиты, так как при этом страдают другие участники тренинга. Суть проекции заключается в том, что свои негативные желания и чувства ученик «перекладывает», то есть проецирует, на окружающих. Например, при обсуждении некоторых вопросов из группы может выделяться один человек, который справляется с ними успешнее других. Вся группа это отмечает и проникается уважением к данному ученику. Но нередко в группе находится такой человек, который считает талантливого ученика выскочкой и всячески пытается его задеть. Делает он это из-за зависти, которую, впрочем, сознательно объяснить не может.

4. Замещение

Под замещением понимается действие (как правило, негативное), которое переносится на доступный объект за неимением недоступного. Как ни странно, чаще всего замещение обращено против тренера. Наиболее яркие примеры возникают тогда, когда учеников отправляют на тренинг против их воли. К сожалению, многие руководители ведут себя именно так, а потом удивляются, почему их подчиненные ничего не вынесли из тренинга. А что они могут вынести, если они «нападают» на тренера? Поскольку выместить злобу на начальнике они не могут (боятся потерять работу или часть премии), они «срываются» на тренера. И вместо обучения тренер вынужден каждые пять минут выслушивать возражения типа «Зачем нам все это надо» и «Мы и так все знаем». Лучше стратегией в этом случае будет дать ученикам выговориться. Когда их запал иссякнет, они сами предложат поскорее приступить к учебе.

5. Вытеснение

Когда человеку что-то неприятно, он старается об этом забыть. Неприятные воспоминания и ощущения вычеркиваются не полностью – они вытесняются в бессознательное. На тренинге человек сталкивается с необычными для себя вещами, которые во многом бывают ему неприятны. Поэтому он старается вытеснить их из своего сознания, что мешает ему нормально усваивать программу тренинга.

При этом нужно знать, что вытеснение не означает полное забвение информации. Она все равно остается в памяти человека и «всплывает» в самый неподходящий момент. Такой ученик во время тренинга выполняет задания формально и все равно старается перейти на привычные рельсы. Когда же тренинг заканчивается, он мгновенно забывает ту небольшую информацию, которую он там приобрел. Все начинается сначала. Точнее, не начинается, а продолжается, так как человек продолжает плыть по течению без желания измениться.

Как сделать тренинги более эффективными

Что мешает участникам тренинга меняться? Пять внутренних барьеров

И руководителю, который отправляет подчиненных на тренинги, и самому тренеру важно знать, что тренинг в «чистом» виде не всегда эффективен. Гораздо полезнее, если и до него, и после тренинга с учениками будет проводиться специальная работа. Перед тренингом будущим ученикам необходимо объяснить его важность (вспомните механизм защиты под названием «замещение»). Работа после завершения тренинга включает в себя анализ полученных навыков. При этом большая роль отводится самоанализу, при котором человек должен выяснить сам, как он может применить новые умения на практике.

Если обратиться к медицине, то тренинги, по сути, представляют собой групповые сеансы психотерапии. Поэтому главная задача тренера – ни в коем случае не пытаться «пробить» психологическую защиту ученика. Тренер должен построить занятие таким образом, чтобы перестроить эту защиту и обратить ее на пользу ученику. Если же преподаватель будет пытаться разрушить барьеры, он может встретить еще больший негатив, и тогда цели тренинга совершенно точно не будут достигнуты. Нельзя привлекать на свою сторону остальных членов группы, так как человек, использующий защитные механизмы, зачастую совершает поступки неосознанно. Он не виноват в том, что он ведет себя «неправильно» - просто у него такое отношение к окружающим, и тренер должен принимать этот выбор.

Лучший совет тренеру, чтобы обойти внутренние барьеры учеников – это не создавать такие ситуации, при которых эти барьеры возникнут. На практике это сделать очень сложно, поскольку перед началом занятия преподаватель незнаком со своими учениками. Поэтому нужно пользоваться вторым вариантом: вести тренинг таким образом, чтобы искусно обходить выстроенные учениками барьеры.

Перейти к списку статей
Остались вопросы? Позвоните нам!
+7 (812) 932-60-25
Оформить заявку

Наши клиенты
Буду мамой
Яшма золото
ВСК
СИАБ
Chief Time
Ренессанс
Ресо
Пегас
Мир кожи бедных зверюшек
Машунечка
Квартирный вопрос
Кассир
АСК
Буше
Сбербанк